Фестиваль методических идей. Хайретдинова Р.А. Печать
Автор: Administrator   
09.04.2017 21:28

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвященного году экологии «Встреча весны и птиц»

Описание: сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы будет полезен учителям и воспитателям начальных классов при проведении мероприятий в рамках Года экологии и празднования Международного дня птиц.
           Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся начальных классов о птицах.
           Задачи: 
образовательные:
- обобщить и систематизировать знания младших школьников о птицах,
- познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц,
- показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, 
- раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы;
воспитательные: 

-помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, справедливости к окружающему миру,
- воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, 
- прививать любовь к окружающей природе, 
- формировать целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем,
развивающие:
- развивать потребность общения с природой и окружающим миром, 
- развивать логическое мышление, внимание, память и речь учащихся,
- развивать умения и навыки самостоятельной работы у младших школьников.

Оборудование:

Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация обучающихся 3 «А» класса по теме «Покормите птиц -2017» (коллективная работа), компьютерные презентации отдельных учащихся по теме «Самая вкусная кормушка», плакаты, поделки, рисунки учащихся, музыкальное сопровождение.

Оформление: мультимедийные презентации, выставка рисунков и поделок, экологические плакаты.

Методы и приемы:

Игровой, словесный, наглядный.

Ход мероприятия:

I. Вступительное слово учителя.

Учитель:

-Ребята, закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы услышите (звучит отрывок записи «Пение птиц»).

- Итак, что вы представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).

- В какое время года можно услышать голоса птиц? (ответы детей).

- А как вы думаете: зимой можно услышать такое чудесное птичье пение? (ответы детей).

- Почему? (ответы детей).

- Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).

1 ученик. На нашей планете более 8600 видов оседлых, перелетных и зимующих  птиц.

2 ученик. Птицы украшение земли. Их веселая, звонкая песня, яркая окраска оживляет природу, вселяет в нас бодрость и радость.

1 ученик. Птицы, уничтожая несметное количество вредных насекомых и их личинок, являются лучшими помощниками в борьбе за урожай сельскохозяйственных растений.

2 ученик. В нашей стране охрана птиц, забота о них считается важным, полезным делом. И наша задача - привлечь пернатых друзей в сады, леса, на поля и организовать их охрану.

1 ученик. Птицы - наши пернатые друзья. Многие птицы улетают осенью в теплые края, но некоторые остаются зимовать с нами. Очень трудно птицам в этот период - холодно и голодно.

2 ученик. Да, действительно, холодно. По земле идет зима. И холодно не только нам, когда мы выходим во двор, но и зверям и птицам, которые нас окружают. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как можно помочь птицам зимой.
Учитель. Вы, ребята, наверно, уже догадались, что наше мероприятие сегодня будет посвящено птицам: как помочь им пережить трудное зимнее время. В первой части нашей программы мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами. 15 января - самая середина зимы отмечается как Всероссийский День зимующих птиц. А вторая часть нашего мероприятия – это «Викторина о птицах».

II. Сценка «Птичьи разговоры».

- Ребята, а что это за шум?

Появляется взъерошенный воробей:

Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!

Появляется синичка:

Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?     (Замечает воробья)

Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?

Воробей:

Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!

Синичка:

Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра ни крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?

Появляется ворона:

Ну, морозы! Ну морозы!
Нос наружу – ой-ой-ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться, 
Ни козявки, ни зерна.
День дымится морозной далью
Ночи снежны и темны,
Замерзаю, голодаю, не дожить мне до весны!

III. Выступления учащихся 3 «А» класса с защитой своих проектов.

Учитель. Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам зимой? (ответы детей).
Правильно, птицам на помощь должны прийти люди! Мы можем подкармливать птиц зимой.

Учитель: 2017 год был объявлен годом экологии. Ученики 3 «А» класса в этом году участвовали во Всероссийской эколого – культурной акции «Покормите птиц!», который был организован Хопёрским заповедником в рамках года Экологии. Три ученицы нашего класса участвовали в конкурсе изготовления кормушек по теме «Самая вкусная кормушка». Все работы мы отправили на персональный сайт Хоперского заповедника. Сейчас девочки вам расскажут, как выполняли свои проекты.

(Халилуллина Алия, Сафиуллина Сылу , Фейзрахманова Лейсан выступают с защитой своих презентаций по теме «Самая вкусная кормушка»)

(Атауллина Диляра рассказывает о коллективной работе – защищает презентацию «Покормите птиц!»)

Учитель: Вот так мы всю зиму помогали птицам. Ребята, я вам всем хочу сказать, чтобы вы и на следующий год зимой тоже не забывали о наших пернатых друзьях. Ведь им так нужна ваша помощь. Нужно любить и беречь природу. Как говорил замечательный русский писатель М.М. Пришвин «Охранять природу -значит охранять Родину».

Ученик:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!  (А.Яшин)

IV. Викторина о птицах.

  1. 1.Конкурс «Загадки о птицах».

1 ученик. Ребята, наконец наступила весна. Долгая и морозная зима осталась позади. Ежегодно с 1925 года 1 апреля празднуется «День птиц». Разве можно представить жизнь лесов, полей, лугов без птиц?! А сколько пользы приносят птицы человеку. Их весёлое пение, звонкие песни, яркое оперение оживляет природу.

2 ученик.Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость.

3ученик. А сейчас ребята, мы с вами  разгадаем загадки и вспомним,  какие птицы весной прилетают к нам из теплых краев, и еще о тех, которые остаются зимовать у нас. За правильный ответ вы получаете «птичку».(Ученики из разных классов по очереди отвечают на вопросы конкурса)

Едва возвратится

Этот певец

В свой, на шесте,

Деревянный дворец,

Как все понимают –

Весна наступает,

И долгой зиме

Скоро будет конец. (Скворец.)

Прилетел к нам наконец

Лучший в мире наш певец.

Дни и ночи напролет

Без умолку он поет. (Соловей.)

Угадайте, что за птичка –

Темненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червячков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей)

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)

Окраска - сероватая,
Повадка вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это... (Ворона) 


Спиною зеленовата,

 Животиком желтовата.  

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

  1. 2.Конкурс «Люди, как птицы».

Ученик:Ребята, сейчас я вам предлагаю ответить на ряд вопросов. В своих ответах вам нужно пояснить, какие качества человека и птицы позволяют их сравнивать. За правильный ответ вы получаете «птичку».(Ученики из разных команд по очереди отвечают на вопросы конкурса)

1. Так называют человека, который хорошо поет. (Соловей).

2. Так говорят о человеке, который упустил что-либо. (Проворонил).

3. Так называют людей, спор которых вот-вот перейдет в драку. (Петухи).

4. О человеке, которому неуютно, говорят, что он нахохлился как эта птица. (Воробей).

5. Так называют человека, который разносит сплетни. (Сорока).

6. Так называют доброго, милого, родного человека. (Ласточка).

7. Так называют человека, с необычайно раздутым самомнением. (Индюк).

8. Так называют плохую мать. (Кукушка).

9. С этой птицей сравнивают человека, который пытается спрятаться от опасности. (Страус).

10. Так называют мужественного, сильного человека. (Орел).

3. Конкурс «Из какой мы сказки?»

Ученик: Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно ответить на вопросы, а также назвать автора и название книги, о которой идёт речь. За каждый правильный ответ команда получит «птичку».

  1. Кто снёс яичко не простое, а золотое? (Русская народная сказка «Курочка Ряба»).
  2. С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями; С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»).
  3. С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
  4. В какую птицу превращался министр подземного королевства в сказке Антония Погорельского? (В чёрную курицу; А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители»).
  5. Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).
  6. В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких  лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).
  7. Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
  8. У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).
  9. Какая птица, когда стучались в дверь спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).
  10. Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша).
  11. 4.Конкурс «Пословицы о птицах».

Ученик: Ребята, следующий конкурс «Пословицы о птицах». Нужно

соединить первую часть пословицы с другой. Каждая команда составляет по две пословицы.

• НА ЧУЖОЙ СТОРОНУШКЕ… , ВЫЛЕТИТ - НЕ ПОЙМАЕШЬ. • ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ… КОТОРОЙ СВОЁ ГНЕЗДО НЕ МИЛО. • У КАЖДОЙ ПТИЦЫ… РАД СВОЕЙ ВОРОНУШКЕ. ВСЕЙ ПТИЧКЕ ПРОПАСТЬ. • СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ… ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ. • РАНО ПТАШЕЧКА ЗАПЕЛА… ДА НИЗКО СЕЛ. • СТАРОГО ВОРОБЬЯ… СВОЯ ПЕСНЯ. • ВСЯКИЙ КУЛИК… ВЕСНЫ НЕ ДЕЛАЕТ. • ГЛУПА ТА ПТИЦА… НА МЯКИНЕ НЕ ПРОВЕДЁШЬ. • ОДНА ЛАСТОЧКА… СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ. • МОЛОДОЙ ЖУРАВЛЬ ВЫСОКО ВЗЛЕТЕЛ,… КАК БЫ КОШЕЧКА НЕ СЪЕЛА.

  1. 5.Конкурс «Кроссворд «10 птиц».

Ученик: Ваша задача – написать 10 названий птиц, которые начинаются с буквы «с». (Сова, сорока, страус, синица, скворец, снегирь, соловей, стрепет, свиристель, сизоворонка).

  1. 6.Конкурс « Птичьи разговоры»

Ученик: Издавна птицы привлекали внимание человека своим прекрасным мелодичным пением. Своим пением они радостно приветствуют начало нового дня, выражают свои чувства и настроение. 
Ученик: Чирикая, щебеча, каркая, пернатые призывают других птиц или вызывают противников на бой, выражают свою радость или страх, предупреждают об опасности или проявляют любопытство и удивление. Птицы разных видов чудесно понимают друг друга. И сейчас мы проведем последний конкурс нашей викторины, который называется «Птичьи разговоры». 
Ученик: Команды получают карточки с названиями птиц и карточки с глаголами разговора птиц. Нужно подобрать к каждой птицы её разговор. Тот класс, который быстрее и правильно выполнит задание, и победит в этом конкурсе викторины.

Задание:

Гуси, голуби, вороны, журавли (каркают, кричат, гогочут, воркуют)

Соловьи, утки, ласточки, совы (ухают, щебечут, крякают, свистят)

  1. 7.Конкурс «Песня о птицах».

Каждая команда поет песню о птицах.
V. Подведение итогов познавательной викторины и награждение

памятными призами и дипломами победителей.
Ученик:
На восходе ярко солнышко встает.
При любой погоде птица запоет,
Будет петь и в зной, и в слякоть и в жару,
Чтобы человек стремился к свету и добру.
Ученик: Вот и закончилась наша экологическая викторина. И мне бы хотелось напомнить вам, дорогие ребята, как хрупок наш мир. С каждым годом с лица планеты исчезает все больше видов птиц. Вы всегда должны помнить об этом и не обижайте наших пернатых друзей. 
Ученик: Наша Земля станет еще прекрасней, если мы будем беречь птиц! Птицы, как и цветы, существуют для того, чтобы дарить людям радость, служить постоянным объектом нашего восторга и симпатий.

(Ученики исполняют «Танец маленьких утят»).

Обновлено 12.04.2017 19:40