Версия для слабовидящих

 

blind

 

поиск по сайту

фото дня

_2_20160907_1460762020.jpg

BgMax

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Методическая копилка учителя нач. классов Хайретдиновой Р.А. PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
13.02.2015 09:32
Методическая разработка урока «В гостях у поэта Сергея  Есенина» 
 
Автор: ХайретдиноваРамиляАбдулхаевна, учитель начальных классов МОУ Красногорская СОШПильнинского района Нижегородской области.
Описание материала: предлагаю вам конспект урока литературного чтения для 4 класса по теме « В гостях у поэта Сергея Есенина». Данный материал знакомит учащихся с краткой биографией поэта и показывает народность творчества С. Есенина; знакомит учащихся с особенностями творческого метода поэта; определяет истоки музыкальности, напевности, народности стихотворений.
Тип урока: комбинированный
Цель:ознакомить учащихся с краткой биографией поэта и показать народность творчества С. Есенина; познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта; определить истоки музыкальности, напевности, народности стихотворений.
Задачи урока: 
? воспитывающая: воспитывать любовь к природе, к Родине, эмоциональную отзывчивость;
? обучающая: ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир С. Есенина; через анализ поэтического текста подвести к пониманию индивидуальности поэта в раскрытии темы природы.
? развивающая: развивать культуру художественного восприятия, умение слушать и читать; навыки анализа поэтического произведения.
Дидактическое поле урока: иллюстрации учащихся к стихотворениям С.А. Есенина, портрет С.А. Есенина,учебник,тетради, репродукция картины И. Грабаря «Февральская лазурь», сборник стихов С. Есенина.
Техническое оснащение: компьютер; мультимедийный проектор; компьютерная презентация урока; в mp3 формате песни на стихи С.А. Есенина, стихотворение в исполнении автора и видеоролик.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний и постановка проблемы
А) Учитель читает отрывки из стихотворений С.Есенина
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой 
Распустились кисти белой бахромой.
 
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
- Что объединяет эти два отрывка? (зима, природа, С.Есенин)
- Сегодня на уроке мы встретимся и с зимой, и с весной, и с осенью Есенина. 
Б) Анализ детских иллюстраций.
В)Фронтальная  беседа учителя с учащимися
- Что такое тропы? Что к ним относится? (изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, инверсия и др.)
- Давайте, ребята, подумаем, что такое метафора? 
-Метафора –это употребление слова или выражения в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии. (учащиеся приводят примеры).
(Чтение статьи из учебника «О метафоре»).
-А самое главное – мы с вами отправимся в путешествие в Рязанскую губернию, на родину великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, познакомимся с творческой и личной биографией этого замечательного поэта.
III. Изучение нового материала
Знакомство с биографией С.Есенина(рассказ ученика)
Сергей Александрович Есенин (1895-1925) родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. Родителям мальчика пришлось уехать в город на заработки, и с двух лет маленький Сережа жил в доме деда. Бабушка очень любила внука, но всегда ругала за озорство. А деда радовало, что внук растет забиякой.Среди деревенских мальчишек Сережа слыл драчуном, ходил всегда в царапинах.А ещё Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны. Его называли певцом русской природы. Многие из его стихов стали песнями.  Стихи Есенин начал сочинять в 9 лет. Первое опубликованное стихотворение было стихотворение «Берёза».Он закончил Константиновское четырехклассное училище с отличием в 1909 г., продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе в 1909-1912 гг., из которой вышел «учителем школы грамоты».Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, после этого работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина. В это же время Есенин поступил вольнослушателем на историко-философское отделение Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского (1913-1915). В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые были опубликованы стихотворения Есенина.  Он становится популярным поэтом того времени.В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком,  который оценил «свежие, чистые, голосистые» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. Потом Есенин  издал первые сборники («Радуница» — 1916), которые сделали его известным.В начале 1918 года Есенин переехал в Москву. Неоднократно женился, но браки не были долговечными. Он был женат на  американской танцовщице Айседоре Дункан . Через полгода они поженились, но тоже расстались. В период 1923-1925 годов были Есениным созданы его лучшие стихотворения и поэмы.В конце ноября 1925 поэт трагически погиб в Ленинграде.Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь, всего 30 лет, даже несмотря на это он после себя оставил много замечательных стихотворений, которые актуальны и в нынешнее время. Село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино.
Слово учителя
Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о Родине в особый раздел.
Всё написанное им проникнуто "чувством Родины" и поэтому эпиграфом к уроку звучат слова поэта:
Моя лирика жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве.
Заметим, "не тема", а "чувство".Есенин – национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни есть русской деревне, что писал о родном крае, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин. Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.
Есенин писал лирические стихотворения. Лирическими называются стихотворения, в которых  автор выражает свои чувства, переживания. Лирический герой – образ человека, стоящий в центре стихотворения, близкий к личности самого автора. На стихи Есенина сложено много песен. (перечисление стихов)
Ребята, послушайте стихотворение «Я покинул родимый дом…» в исполнении самого автора. 
Работа со стихотворением С. Есенина «Поет зима-аукает»
(ученик рассказывает наизусть  стихотворение «Поет зима-аукает»)
А теперь, ребята, послушайте песню.(показ видеоролика).
Лингвистическое комментирование
Стозвонсосняка-звенящая морозная тишина
Пташка–маленькая птичка
Ставни  — изготовленные из дерева, или другого материала полотнища, частично или полностью закрывающие окно.
Анализ стихотворения
-Есенин вырос в деревне, среди природы, знал и чувствовал, ее не понаслышке. В его биографии интересный факт, когда в январе 1910года он сбежал из Спас-Клепиковской школы, где учился, домой, в Константиново. И шел он пешком, лесами, а это около 80 километров. Обратите внимание, что стихотворение датируется именно этим годом.
-Стихотворение построено на контрастах и идет как бы волнами.
-Есенин придумывал новые, необычные слова. Есть такое слово и здесь – стозвон. Стозвон сосняка здесь обозначает звенящая морозная тишина, когда любой малый звук: скрип снега под ногой или потрескивание деревьев от мороза раздается в абсолютной тишинестозвонным эхом.
-А дальше в стихотворении идет резкий контраст. Контраст – это противопоставление явлений, понятий, образов и др. 
-Контраст холода природы и тепла человеческой жизни чувствуют воробышки, которые пытаются спрятаться от несущих гибель поцелуев зимы под защитой человеческого жилья. Нежность к пичужкам малым поэт передает, очеловечивая воробьев, сравнивая их и сиротками. Они устали, замерзли и голодны, в них едва теплится жизнь. То, что они «жмутся поплотней», только усиливает стремление к солидарности с этими живыми существами перед лицом злой вьюги.
-А где вы еще в стихотворении видите контраст?
-Какими словами завершается стихотворение?
 -А завершается стихотворение светло, с надеждой. И снится им прекрасная в улыбках солнца ясная красавица весна. Обратите внимание на часто повторяющуюся солнечную букву с.
(Работа над изобразительно-выразительными средствами языка).
 Работа над стихотворением С.Есенина «Черемуха»
- Я обещала встречу с весной. С приходом весны происходят самые настоящие чудеса. Особенно чудесны перемены в жизни деревьев. Познакомимся со стихотворением «Черемуха».(ученик читает наизусть стихотворение «Черемуха») 
   - А теперь, ребята, послушайте песню
- Постарайтесь почувствовать то состояние природы, которое передал поэт.
-Какие чувства возникли у вас?
 Лингвистическое комментирование
Медвяная – запах меда (черемуха – медоносное растение)
Пряная – острые, ароматные по вкусу и запаху
Проталинка- место, где растаял снег, и открылась земля
Вкрадчиво – осторожно, доверительно
Под кручею – под обрывом (круча – крутой спуск, обрыв)
Анализ стихотворения.
- Найдите изобразительно-выразительные средства языка и объясните их понимание. (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения)
- Как вы думаете, для чего, с какой целью автор написал это стихотворение? (Чтобы передать свою радость, привлечь внимание читателя к красоте природы)
- Для образного выражения своих чувств поэт использует эпитеты, инверсии, метафоры, сравнения, олицетворения. 
– Эпитеты образное художественное определение предмета 
(ветки золотистые, серебряный ручей, зелень золотистая, черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, маленький ручей, волной гремучею)
 – Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим 
( ветки золотистые, что кудри завила)
- Почему автор использует такое сравнение?
– Метафора - это перенос значений на основе сходства. 
(ветки золотистые, зелень  в серебре, ручей серебряный)
 – Олицетворение - это характеристика неодушевленного предмета как живое существо
(роса сползает, зелень сияет в серебре, зелень горит, ручей поет)
- Почему автор делает повтор первой строчки? (хочет обратить внимание на черемуху)
- Сам автор как бы заново всматривается в нее. Давайте и мы присмотримся внимательнее. (во второй части черемуха другая «развесившись, стоит», зелень не в серебре, а в золоте)
- Каким нарисован ручей? Каковы его размеры? Это один и тот же ручей? (вначале – струится маленький, между корней, а в конце – гремучая волна, обдает ветки, под кручею)
- Чем объясняются эти изменения? ( время прошло – черемуха распустилась, расцвела, и ручей набрался силы) 
- В чем загадка этого текста? (изображены две картины, причем разделенные во времени, картина природы изображена в движении)
- Достаточно одного, нарисованного вами рисунка? (нет)
- Что бы вы нарисовали на втором рисунке? (словесное рисование)
- К какой части стихотворения подходит эта картина? Почему? 
 Работа над стихотворением «Нивы сжаты, рощи голы…»
– Какое время года описывает поэт? (Осень)
– О какой осени пишет Есенин? Ранней, золотой или поздней?
– Какие слова выбирает автор, чтобы мы представили осень? (Нивы сжаты, рощи голы, сырость, солнце тихое скатилось).
– Как вы понимаете выражение «рощи голы»?
– Почему у Есенина «солнце тихое»? (Светит мало, греет не так как летом)
– А какой тон? (Напевный, грустный)
– Почему он написал о дороге? Что такое дорога? (Это путь)
– Да, действительно, поэт воспринимает дорогу как живую. Какие слова говорят об этом? (Дорога дремлет, ей примечталось)
– Какой это приём? (Олицетворение)
– Почему дорога мечтает о зиме? (Уберёт всю грязь)
(И вдруг, среди этого покоя, сна, ожидания зимы, появляется – новое настроение)
– Какой образ увидел Есенин в тумане? (Рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани)
–  В этом и заключается талант Есенина – видеть в самых простых вещах необычные образы.
IV. Закрепление. Работа с карточками.
V.  Итог урока. Домашнее задание
 
 
 
                 План – конспект открытого урока по технологии
 
ТЕМА УРОКА: Аппликация «Весна».
 
ЦЕЛИ УРОКА: 
 
Обучающая – учиться изготавливать изделие сочетая в ручной работе 
                          возможности компьютера.
 
Развивающая – развивать пространственное и алгоритмическое мышление, 
                           внимание, воображение и мелкую моторику.
 
Воспитательная – воспитывать у учащихся умения работать 
                               самостоятельно,  аккуратно, организованно и в процессе 
                               работы бережно   относиться к технике и материалам, 
                              содействовать   эстетическому воспитанию.
 
Метод обучения: частично – поисковый ( изложение и демонстрация с            
                                использованием ПК ), проектно – исследовательский.
 
Форма организации: групповая.
 
Класс: 3.
 
Оборудование для учителя: презентация, демонстрационное оборудование, 
                                                   образец выполняемой работы, памятка 
                                                   «Правила труда», памятка «Режем – клеим», 
                                                   памятка «План работы».
 
Оборудование для учащихся: шаблоны в конверте, ножницы в чехле, 
                                                цветная бумага, цветной картон, клей,                               
                                                клеёнка, простые карандаши, кисточки,                  
                                                сигнальные карточки «Понравилось – не                
                                                       понравилось»,  ведёрки для мусора, тряпочки 
                                                       для удаления  излишков клея, памятка «План 
                                                работы».
 
 
 
                                         ХОД  УРОКА:
 
I. Организационный момент.
 
-Здравствуйте, ребята. Садитесь.
-Долгожданный дан звонок, 
 Начинается урок.
 
II. Вводная беседа. Постановка целей урока.
    
-Ребята, у нас сегодня урок технологии. А тему нашего сегодняшнего урока вы должны отгадать сами. Я вам загадаю загадку.
                 Загадка.
Рыхлый снег на солнце тает, 
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла...
                                            (весна)
-Правильно, ребята. Мы с вами сегодня научимся делать аппликацию на тему «Весна». Вы должны будете работать аккуратно, организованно, работать будете в парах, и в конце урока должны будете защищать свой проект, т.е. свою работу (аппликацию).
 
( На экране тема, цели)                                                                                    1,2
 
III. Работа по теме урока. Изложение нового материала.
 
  -Ребята, прежде чем начать работу, давайте вспомним правила техники безопасности, памятки «Правила труда», и «Режем – клеим».
 
(Дети по очереди вспоминают правила).
 
-Ребята, давайте посмотрим, мы с вами ничего не пропустили?
 
(На экране памятки «Правила труда», «Режем – клеим»).                      3,4
 
-Правильно, ребята, мы с вами ничего не упустили. Молодцы!
-А на этом уроке, ребята, мы сделаем вот такую аппликацию.
 
(Показываю аппликацию, вешаю на доску).
 
(На экране план работы).                                                                                   5
 
-Ребята, а теперь давайте прочитаем план работы. У вас на каждой парте есть такие планы, но все – таки давайте один раз прочтём.
(Один ученик читает .)
 
-Аппликация это латинское слово. Оно означает «накладывать». Аппликация – это древний вид декоративно – прикладного искусства.
Она применялась разными народами для украшения одежды, обуви, предметов быта.
 
(На экране определение аппликации).                                                                6
 
-Для этого нам понадобится 1 лист цветного картона. Это будет основа, или по – другому – паспарту. 
-Паспарту – это картонная или плотная бумага, на которую наклеивают аппликацию. Или же это фон.
-Выбор цвета остаётся за вами. Вы можете взять голубой цвет – это вон неба, если возьмёте жёлтый цвет, это фон солнца, а если зелёный – это цвет травы.
 
(На экране определение паспарту).                                                                     7
 
-Выбрали?
(Да). 
-Хорошо.
-Работаем дальше. Самым первым делом мы должны вырезать дерево. Опять – так и какое дерево вам больше по душе – берите такого цвета бумагу. Если хотите берёзу, как у меня, возьмите белый лист. если хотите тополь или дуб, то возьмите светло – коричневый или тёмно – коричневый цвет. 
 
(Показываю шаблон дерева).
 
(На экране шаблон дерева)                                                                               8
 
-Разметьте по шаблону дерево, и вырезаем.
-Так как мы работаем в парах, то это задание для одного из вас. Следующее задание даю для второго. 
-Нам нужно вырезать скворечник и крышу скворечника. Возьмите вот такие шаблоны.
 
(Показываю нужные шаблоны).
 
(На экране шаблоны скворечника).                                                                9
 
-Размечаем по шаблону сначала 2 детали скворечника, а затем 2 детали крыши, затем вырезаем. А мелкие детали скворечника- окошко скворечника и ступеньку - вы сделаете самостоятельно. 
-Цвет скворечника вы можете выбрать на ваше усмотрение. Жёлтый цвет –   значит скворечник новый, а если коричневый – значит старый.
-А ещё обратите внимание на то, как выглядит скворечник спереди и сбоку. 
-Ребята, обрезки уберите в мусорное ведро. 
-Затем, кто закончил, вырезают солнышко, лучики и скворушку. Клюв и крылья сделаете самостоятельно.
-А когда все необходимые детали будут готовы, мы начнём процесс склеивания. Сначала мы заклеим дерево, затем скворечник, скворца и солнце.
 
(На экране шаблоны скворушки и солнца.)                                                    10
 
IV. Самостоятельная работа учащихся.
 
(Дети самостоятельно работают. Размечают по шаблону необходимые детали, вырезают их. Потом склеивают.)
 
(Я наблюдаю за соблюдением детьми технологической дисциплины, даю им текущий инструктаж, осуществляю контроль за практической работой учащихся.)
 
V. Физкультминутка.
 
-А теперь, ребята, встали
Быстро руки вверх подняли, 
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели вновь за дело.
 
VI. Продолжение работы.
 
Склеивание деталей. Оформление работы.
 
 
(На экране появляются последовательно 1,2,3,и 4 этапы склеивания.)
                                                                                                                  11,12,13,14
 
VII. Заключительная часть. Организация выставки.
 
(Подведение итогов. Обсуждение типичных ошибок. )
 
(Дети по очереди выходят к доске, и защищают свои работы – проекты. Работы выставляются , организуется выставка.)
 
(На экране появляется надпись «Итог урока».)                                            15
 
      VIII.   Итог урока.
-Итак, ребята, что мы с вами изготовили на уроке?
(Аппликацию на тему «Весна».)
-Что нового вы сегодня узнали?
(Новое слово – паспарту).
-Я попрошу вас, если вам урок понравился, поднимите вверх красную карточку, а если нет, то черную.
-Урок окончен. До свидания!
 
Обновлено 25.02.2017 20:01
 
МОУ Красногорская СШ, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting